Когда едешь в отпуск с ребенком – это всегда лотерея. А если ребенок еще и диабетик, то это настоящая спецоперация. За полтора года с диабетом и четыре тур-поездки мы научились многому. Главное – брать всего и побольше, а еще освоить уникальный формат “отдыхать в обстановке повышенной тревожности”. Ведь море, солнце, шведский стол – все то, что для обычного человека манна небесная, для диабетика превращается в хитроумный сахарно-инсулиновый квест. Вспоминая наши первые морские каникулы, когда большую часть времени мы боролись с сахарными кульбитами, а в “буфетном ориентировании” действовали как слепые котята, я прямо-таки вздрагиваю от ужаса. В этот раз все по-другому. Наша заслуга здесь небольшая, главным помощником стал мониторинг Dexcom, с которым мы отправились в наше пятое диабетическое путешествие, полные надежд, сомнений и желания восполнить острый дефицит витамина Д. О том, как хорошо отдохнуть с ребенком-диабетиком, я решила написать в формате фотоотчета. Надеюсь, он поможет сомневающимся диа-родителям и вдохновит на путешествия.
Фото № 1 “Диабетический боекомплект”
Наш дорожные боеприпасы выглядят так: 2 глюкометра, спиртовые салфетки, 2 основные инсулиновые ручки + 2 запасные ручки с картриджами, иголки для шприц-ручек, запасной сенсор Dexcom, пластырь Hydrofilm (для надежной фиксации сенсора), эластичный бинт Peta-Haft от Hartmann (дополнительная защита, чтобы не потерять трансмиттер в морских глубинах). Все это добро мы везли в рюкзаке и брали с собой в самолет – в чемодан никаких диабетических запасов не клали из-за риска потери багажа. Дополнительные ручки с инсулином везли в фриочехле, а по приезду в отель хранили в холодильнике. Также мы брали с собой кухонные весы (они будут дальше фигурировать на фото), пакетики с соком (на случай гипы) и зарядку от Dexcom, о которой я вспомнила уже в дверях.
Фото № 2 “Солнце, море и Dexcom”
Спокойно лежать на шезлонге и не беспокоиться о сахаре, пока ребеночек плещется в воде, – раньше о таком можно было только мечтать. Даже в самые безмятежные минуты нас с мужем всегда мучил немой вопрос “а какой там сахар?” Раньше мы постоянно бегали мыть руки и делали тесты, при этом малыш обычно ужасно расстраивался, что его приходилось вылавливать из воды или отрывать от песочного градостроительства. Dexcom стал настоящим спасением – он буквально заново открыл для нас само слово “отдых”. Перед поездкой на море я очень переживала, как прибор будет себя вести в условиях постоянного зноя, влаги, морских купаний, бассейных химикатов и прочих курортных атрибутов. А больше всего я боялась двух вещей: что он перестанет работать, или мы утопим трансмиттер в морской пучине. Поэтому я запаслась пластырями и эластичным бинтом, чтобы намертво примотать Dexcom к руке. В итоге прибор справился на все 100%! Не глючил, бесперебойно работал, если терял сигнал под водой – быстро его находил. Одного пластыря хватило на весь отдых, повязку я меняла всего пару раз, когда она совсем истрепалась, а так бинт быстро высыхал на солнце, не теряя своей фиксирующей способности.
Фото № 3 “Держи инсулин в холоде, а ноги в тепле”
Фриочехол мы приобрели еще перед первым диабетическим вояжем. Он нас очень выручает. Сначала мы используем его для перевозки резервного инсулина и глюкагона, а уже на месте носим в нем шприц-ручки на пляж или во время вынужденных прогулок по жаре. Чехол нужно погрузить в холодную воду и оставить на 15 минут. Одной “зарядки” нам хватило на все путешествие.
Фото № 4 “Не стевией единой жив человек”
Несмотря на ответственные сборы и серьезную подготовку, уже в аэропорту я вспомнила, что благополучно забыла про неотъемлемый атрибут нашего диабетического бытия – стевию. Я даже взяла с собой упаковку чечевицы и баночку томатной пасты на случай, если придется варить суп. А наш фирменный подсластитель для каши оставила дома. Сначала я начала паниковать, но муж меня успокоил, мол, летим не в Африку, найдем что-нибудь местного разлива. Далеко ходить не пришлось: в мини-маркете на территории отеля, наряду со стандартным набором туристического продовольствия, продавался сахарозаменитель аспартам за 2,5 евро. Его мы и купили, а затем успешно использовали на протяжении всего отдыха.
Фото № 5 “Правильный завтрак”
Для нашего малыша завтрак – это святое. Он не представляет начало дня без каши. Честно говоря, он готов ее есть с утра до вечера. Поэтому в поездки я всегда беру с собой упаковку овсяных или рисовых хлопьев. Если технических возможностей для приготовления пищи не предусмотрено, тогда можно купить быстрые каши, не требующие варки. Мы делали так в прошлом году, просто приходили на завтрак и заваривали кашу горячим молоком. В этот раз у нас в номере была мини-кухня. Поэтому я сварила малышу кашу по всем диабетическим правилам: все взвесила и рассчитала до грамма. А потом разогревала в микроволновке и сдабривала сливочным маслом, унесенным с завтрака.
Фото № 6 “Суп всему голова”
С обедом я изначально планировала разбираться самостоятельно, то есть, сварить бадью чечевичной похлебки и потчевать ей моего маленького курортника. Но, на удивление, мой малыш не побрезговал местным супом-пюре из овощей, главным из которых оказалась не картошка, а цветная капуста. Опытным путем мы выяснили его углеводность и подобрали необходимую (на деле оказавшуюся минимальной из всех возможных) дозу инсулина. Первое блюдо день от дня практически не менялось, а наш малыш отличался стабильностью и консервативностью в потреблении. Таким образом, я была благополучно избавлена от головной боли по поводу организации обеда.
Фото № 7 “Перекусы”
В Москве в качестве перекусов мы традиционно использовали яблоко. На море ему на смену пришли абрикосы. Три небольших абрикоса тянут на 1 ХЕ (из расчета 100 г – 9 г углеводов). С ними очень удобно: не нужно возиться с нарезанием и очисткой, их легко “дозировать”, они устойчивы к транспортировке. Поэтому со шведского стола мы всегда уносили уйму абрикосов, которыми по необходимости подкармливали малыша в течение всего дня. Именно на них мы продержались весь обратный полет, потому что другой еды с собой не было.
Фото № 8 “Ужин или как победить шведский стол”
Ужин обычно представляет собой центральное событие всей курортной жизни. Ближе к заветному часу икс отдыхающих как ветром сдувает с пляжа и они вереницей тянутся к ресторану, откуда пахент грилем и специями. Для нас ужин был настоящей спецоперацией. Сначала я в одиночку неслась на инспекцию шведского стола, чтобы выбрать стратегические продукты для Ваниной трапезы. Главным было отыскать гарнир, который в 9 случаях из 10 оказывался картошкой: вареной или печеной. Ее я взвешивала на весах и рассчитывала под нее дозу инсулина. Потом я приносила остальное: мясо, курицу, рыбу и другие овощи, которыми обычно оказывались огурцы. Когда блюдо было составлено и одобрено, я делала ребенку укол и разрешала приступить к трапезе (в 9 случаях из 10 мне приходилось кормить малыша самолично). И только под самый занавес, когда моя священная кулинарно-диабетическая миссия была выполнена, я сама приступала к чревоугодию.
Фото № 9 “Кулинарные открытия”
В поездках я стараюсь не экспериментировать с едой: лучше держаться привычных продуктов и проверенных схем. Но иногда у нашего пищевого консерватора все-таки просыпается интерес к кулинарным открытиям. Так, на 6-ой день малыш решительно отказался есть свою любимую картошку, а запросил на ужин кашу. На просторах шведского стола была обнаружена некая субстанция, напоминающая то ли чечевицу, то ли перловку. Именовалось это загадочное блюдо “crushed barley”. Малыш страсть как захотел отведать новой каши, а мы кинулись в гугл искать перевод и считать углеводы в неведанном злаке. Оказалось, что это была каша из ячменя. Разные источники присваивали ей какие-то космические углеводные рейтинги, причем и в сухом, и готовом виде они были примерно одинаковыми от 50 до 70 г углеводов на 100 г продукта. Пока мы экстренно решали, что делать с этим ячменным гарниром и сколько под него колоть, малыш стал поскуливать и настойчиво требовать законный ужин. В итоге наш здравый смысл посоветовал посчитать ячменную кашу как любую другую, вроде пшенной или рисовой, сваренной на воде. Расчет в итоге оказался верным.
Фото № 10 “Особый путь”
На обратном пути я неожиданно для себя обнаружила, что диабет, помимо всех технических сложностей, может давать и определенные привилегии. А произошло все совершенно спонтанно. У нас был ранний вылет в 9 утра. А трансфер из отеля нам поставили на…внимание…4 утра! Я была в ужасе. Зачем так рано?! Чтобы 4 часа потом болтаться с невыспавшимся ребенком в аэропорту. А как быть с завтраком и уколами? Наш тур-оператор пояснила, что аэропорт перегружен, и там будет столпотворение, поэтому приезжать нужно более чем заблаговременно. И тут меня осенило! Зачем нам стоять в очередях, у нас же, так сказать, “особенный” ребенок. Слово “инвалид” язык не поворачивается говорить. А уж тем более, глядя на своего непоседу с разбитыми коленками. В общем трансфер мы передвинули на 2,5 часа позже, написав расписку, что при опоздании на самолет никаких претензий к тур-компании предъявлять не будем. Приехали в аэропорт, на регистрации я застенчиво подошла к сотруднику и, воспользовавшись деликатным эвфемизмом, спросила, можем ли мы рассчитывать на спецобслуживание с нашим “special-needs child”. Мне это напомнило сцену из “Операции Ы”: – Где этот чертов инвалид? – Не шуми, я инвалид! Дядя, ничуть не мешкая, подвел нас к окну регистрации, и нас приняли без очереди (к возмущению наших отдельных соотечественников). На паспортном контроле толпа была и правда впечатляющей. Там мы тоже воспользовались своей новоиспеченной привилегией, и нас провели по спецкоридору для дипломатов и инвалидов. Впервые в жизни я почувствовала себя VIP))) Желаю всем прекрасного лета, отдыха и путешествий! Пусть погода и сахара будут одинаково хорошими!
Comments