top of page
  • Writer's pictureMaria Escabar

Диабет и детский сад: наш опыт



Во всем мире медицинские специалисты упорно убеждают нас в том, что диабет 1 типа – не болезнь, а образ жизни. Несмотря на то, что ребенок с таким диагнозом получает инвалидность, он не должен считать, а уж тем более чувствовать себя больным или ущербным. В этом отношении огромная ответственность возлагается на родителей. Для них главное – научить маленького диабетика тщательно выполнять набор определенных ритуалов по самоконтролю и внимательнее следить за своим здоровьем. В целом, большинство родителей и детей прекрасно справляется со своими задачами. А если еще удалось мастерки овладеть принципами прикладной диабетической математики, то можно наслаждаться жизнью во всем ее многообразии, ни в чем не уступая самым здоровым представителям человеческого рода. Концепция про образ жизни звучит очень оптимистично, но это далеко не все. Ведь ваш личный образ жизни со всеми его особенностями должен вписываться в общественную среду. Когда мы более-менее вошли в диабетический режим, я стала задумываться над проблемой социализации. По иронии судьбы, ровно через месяц после нашей выписки из больницы в новом статусе меня вызвали в детский сад для заполнения документов о приеме в младшую группу на следующий учебный год. Уже тогда я понимала, что про садик нам придется забыть, но на всякий случай (вдруг за лето мы раздобудем чудо-лекарство от диабета) все бумажки я заполнила. За лето я постепенно свыклась с мыслью, что наш с Ваней союз “неразделим и вечен” (по крайней мере, до школы), но уже осенью я все-таки отыскала возможность познакомить моего малыша с детским коллективом. В этом вопросе у нас пока мало опыта, но им все равно хочется поделиться.  

Уже два месяца мой малыш ходит на три часа в группу кратковременного пребывания в государственный центр, который удобно расположен в соседнем подъезде нашего дома. Для моего маленького диабетика и по совместительству социопата это сумасшедший прогресс. Когда ему исполнилось три года, и мои подруги централизованно сдали своих детишек-ровесников в сад, я, мягко сказать, приуныла. Ведь смириться с мыслью о том, что выйти на свободу после 3-летнего заключения у меня не получится, очень непросто, а рассказы о детсадовском полном пансионе, освободившем мам от кухонного рабства, казались для меня научной фантастикой.



Эти бесценные три часа показались мне в сложившихся условиях долгожданным глотком свободы. За это время я успеваю сделать больше, чем раньше за всю неделю. Кстати, именно благодаря этому уникальному формату детского садика, я смогла завести этот блог и еженедельно писать туда пару добротных статей. Группа в этом центре совсем небольшая. В среднем ходит 4-5 детей. В редких случаях может собраться полный состав – около 8-9 человек. Официально детишек туда принимают с 4 лет. Но для моего “особо одаренного” малыша и его активной (по части дипломатии) мамы сделали исключение с одним условием, что ребенок будет ходить к ним добровольно, а не по принуждению. Над этим конечно пришлось поработать. Мне даже назначили встречу с психологом для облегчения процесса адаптации, но Ванино погружение в новый коллектив пошло, на удивление, успешно, так что в итоге профессиональное вмешательство не потребовалось. Так как мы живем в соседнем подъезде, Ваню я привожу самым первым и забираю самым последним. Иногда во время напряженной работы ума и полета научной мысли (это я про работу над блогом) я забываю о времени и, взглянув на часы, бегу вниз прямо в пижаме.

Конечно я сразу проинформировала персонал о Ванином диагнозе. В глубине души у меня были опасения, что они могут испугаться такой ответственности и попросту нам откажут. Но к моей бесконечной радости, этого не произошло. Все отнеслись с большим пониманием и пообещали все возможное, чтобы сделать его пребывание в группе наиболее комфортным (получилась классическая формулировка из отрасли туризма и гостеприимства). На самом деле, я ни о чем серьезном не просила, кроме как следить за тем, чтобы другие дети не делились с Ваней едой. Теперь подходим к главному. 



Центральным событием этого кратковременного пребывания является, конечно же, что..? Рисование? Лепка из пластилина? Физкультура? Нет, не угадали. Это время перекуса. В 11 часов все детишки по команде достают свои контейнеры, которыми их снабдили заботливые мамочки, и садятся за стол кушать свой паек, пока воспитательница-психолог ласковым голосом читает им сказку. К этому времени прихожу я, чтобы померить Ване сахар и в соответствии с полученным результатом выдать ему сбалансированный перекус. Иногда я прихожу чуть позже, и Ване приходится терпеливо ждать, когда я, наконец, осчастливлю его своим появлением со съестными припасами. А пока он стоически наблюдает за сверстниками, которые без зазрения совести лакомятся домашними заготовками. Мой малыш очень внимательно изучил рацион питания своих одногруппников. По приходу из садика он подробно рассказывает мне, кто что ел и в каких количествах. Например, он говорит: «Мама, Коля сегодня ел басюю булочку, а Настя ела сусечки маинькие».

Я и сама успела ознакомиться с содержанием детских продуктовых наборов. Первое, что бросается в глаза, все дети пьют только сок – от ананасового до вишневого нектара. Для Вани, к слову, сок – это исключительно средство от низкого сахара, а не лакомство. Второе – из фруктов дети едят только бананы, да и они тоже редкость. Основа всех детских пайков – хлебобулочные продукты и конфеты. То есть, реально дети за пару часов до обеда трескают булки, пирожки, печенье, вафли и шоколадные батончики типа Барни и Киндера. Я в этот момент непроизвольно высчитываю в уме, сколько инсулина нужно всадить в каждого малыша, чтобы компенсировать этот безобидный перекус. Ничего не поделаешь, профессиональный рефлекс. Я поражаюсь Ваниному хладнокровию и выдержке, потому что внешне он не показывает никакой заинтересованности к чужим углеводным изыскам и честно ждет своего контейнера с нарезанным яблоком. Правда, один раз, когда в игровой комнате никого не было (мы пришли раньше всех), я застукала его за поеданием хлебных крошек, оставшихся на столе.


В истории с садиком мне, самое главное, все рассчитать по времени. В 9 утра я бужу своего богатыря и без промедления кормлю его заранее сваренной и взвешенной кашей, делаю уколы и отвожу в садик. Случались такие моменты, когда малыш вставал с предательски высоким сахаром. Это рушило весь наш график. Ведь ровно через 2 часа после утренней каши Ване полагается 2-ой завтрак, который необходимо синхронизировать с общим детсадовским перекусом в 11 утра. Высокий сахар перед завтраком означает, что после укола “пищевого” инсулина нужно выдержать от 15 до 60 минут (чтобы сахар снизился до разумных пределов) перед тем, как накормить ребенка. Для меня такие эпизоды стали настоящим стихийным бедствием. Мой малыш, едва проснувшись, сразу требует каши и лопает ее, едва разлепляя глаза после сна. Поэтому кашу я всегда готовлю с вечера и с большим запасом, чтобы не пришлось испытывать детское терпение в самом начале дня. А заставить голодного детеныша покорно ждать обещанной трапезы задача не из легких. Поэтому чтобы избежать подобных ситуаций, я взяла за правило всегда мерить Ване сахар за час до пробуждения, чтобы при необходимости сбить его уколом инсулина и не нарушать привычного распорядка дня. Слава Богу, ребенок под утро так крепко спит, что даже не замечает подобных манипуляций.    А теперь расскажу про веселое. Недавно у Вани в садике был праздник с представлением и аниматорами. Тематически мероприятие никоим образом не связано с Новым годом. Просто спектакль со скоморохами и веселые конкурсы. Ваня честно высидел весь перфоманс без моего присутствия (хотя я все-таки пришла в центр на случай экстренной ситуации и ждала в отдельной комнате). После мероприятия заботливая тетя-заведующая выдала ему на память листок с текстом песни, которую все детишки дружно горланили во время шоу. Ваня был ужасно рад и сразу попросил меня ее спеть. Вот слова этой «чудной песенки» (извините за качество снимка – это настоящий эксклюзив, в интернете текста не нашла):



Мы долго потешались над этой приторно-сладкой песенкой, которую предложили разучить маленькому диабетику. Если бы дело происходило где-нибудь в Нью-Йорке, можно было подать в суд за дискриминацию диабетиков и немного заработать. В России же остается только хорошо посмеяться. А еще задуматься над тем, что на праздниках можно раздавать детям не коробки с шоколадом, а кульки с орехами и сухофруктами (скажите спасибо, что не мини-морковь), в кафе угощать фруктовыми салатами, а не пирожными и петь песни про ягоды (вспомните калинку-малинку). Хуже точно не будет:)


4 views0 comments

Comments


bottom of page